Чарующая сила романса

Об известной певице, исполнительнице романсов Татьяне Захаровой я узнал от знакомой, любительнице старинной русской песни. ╚Купила кассету с записями в подземном переходе, - поделилась она со мной. - Послушала - пришла в восторг╩. Я незамедлительно позвонил знакомой певице, и уже на следующий день мы встретились с Татьяной Захаровой. В неторопливой беседе певица рассказала о том, почему решила связать свою судьбу с искусством.

Родилась Татьяна в старинном, красивом русском городе Валдай, в Новгородской области, в простой рабочей семье. Мама работала на заводе. А по вечерам, укладывая Танечку спать, частенько напевала ей колыбельные народные песни. Их девочка запомнила на всю жизнь. А с трёх лет сама пробовала петь песни Аллы Пугачёвой и Анны Герман, которые были популярны у детей 70-х годов. Самую любимую мелодию - ╚Один раз в год сады цветут┘╩- Татьяна помнит и с удовольствием исполняет и сегодня. Мама заметила любовь дочери к пению и помогла поступить ей в музыкальную школу на хоровое отделение. Одновременно с изучением теоретических дисциплин будущие музыканты с успехом выступали и в школьном хоре и на концертах в Валдайском Доме культуры. Таня Захарова была и запевалой и солисткой. А преподаватели отмечали не только старание девочки, но ещё и её замечательный певческий талант, выражавшийся не только во внешних данных, но и в красивом голосе. Татьяна покоряла зрителей оригинальной, исконно русской манерой исполнения народных песен и романсов. Поэтому, когда девушка, одновременно с обычной закончила и музыкальную школу, и подруги, и преподаватели единогласно одобрили стремление Татьяны продолжать учёбу и получить профессиональное музыкальное образование. Девушка едет в город Тверь и поступает в музыкальное училище, на дирижёрско-хоровое отделение.

День за днём посещала Татьяна занятия, изучала теорию музыки, писала лекции, сдавала сессии. А на праздничных вечерах и в училище и на различных мероприятиях с удовольствием исполняла русские романсы: ╚Гори, гори, моя звезда┘╩, ╚Звёзды на небе┘╩ и другие. В 1989 году Татьяна закончила с красным дипломом Тверское музыкальное училище. Но до мастерства было ещё далеко - ведь, кроме хорошего голоса и артистических данных, был необходим и опыт. И молодая выпускница училища поступает в Московский институт культуры. А в свободное от занятий время даёт сольные концерты в подземных переходах. - Это был период становления моего профессионального мастерства, - говорит певица, - ведь одно дело ╚сухая╩ теория музыки, сдобренная игрой на музыкальных инструментах, другое - ╚живое╩ исполнение старинной песни, которая доступна и понятна каждому слушателю, независимо от его социального положения, возраста и рода занятий. С каждым днём росло мастерство певицы, её умение завоёвывать внимание любителей музыки, привлекать к прекрасному, эстетическому. Многие из поклонников Татьяны специально проходили мимо неё, чтобы ещё раз насладиться её напевным лирическим сопрано, послушать новую песню, купить новую аудиокассету┘

Да простит меня читатель за гиперболу, но число поклонников молодой звезды романса росло день ото дня! И неслучайно в один прекрасный день в переходе метро появился знаток романса, артист цыганского театра ╚Ромэн╩ А. Г. Титов. Послушав Татьяну Захарову, Анатолий Григорьевич сказал: ╚Пора тебе исполнять новые, доселе неизвестные широкому слушателю, романсы╩. И вручил ей 7 сборников романсов, сложенных в конце прошлого - начале нашего века. С этого дня у Татьяны - новый репертуар - песни: ╚романс - ответ╩. Благодаря ему, певица стала известна самой широкой аудитории, о ней заговорили, её мастерство и манеру исполнения по достоинству оценили критики. В июне 1999 года вышел в свет первый романсовый сборник певицы - ╚Вы просите песен┘╩. Пилотная партия разошлась за два дня, и Татьяне пришлось срочно заказывать очередную партию аудиокассет. Через полгода вышел второй альбом певицы - ╚Я вновь одна┘╩. Он тоже понравился и знатокам - ценителям и любителям романса. Татьяна, у Вас красивый голос, превосходные данные. Почему бы Вам не пойти на эстраду? Конечно, у эстрадной музыки несравнимо больше любителей, особенно молодых. Но я считаю, что романс ничуть не хуже. Кроме того, он воспитывает человека, делает его нравственнее, чище, добрее.

Сейчас Татьяна - в творческом поиске: она готовит к выпуску новый сборник - компакт-диск колыбельных песен от Моцарта до Дунаевского. На концертах Татьяны Захаровой - аншлаг за аншлагом. Каждый год певица даёт 4-6 благотворительных концертов в школах, пансионатах, социальных учреждениях. Недавно исполнительница романсов дала сольный концерт для малолетних девочек-преступниц в детском приёмнике-распределителе. Видели бы Вы с какими горящими глазёнками они слушали старинные романсы, - делится со мной Татьяна, - многие из них впервые ╚встретились╩ с этим песенным жанром. Я уверена: многие из этих девочек всерьёз задумались о своей жизни и встали на путь исправления. Говорят, искусство благородно и безгранично. Это роскошное мнение можно, не колеблясь, отнести к жизни и творчеству живого самородка русского романса - талантливой певице Татьяне Захаровой. Армен Тарханян. ╚Романс - тот жанр, который, облагораживает человека┘╩

О Татьяне Захаровой, исполнительнице старинных романсов, я слышал от разных людей - любителей песни, и профессиональных исполнителей. Все они в один голос высоко ценили профессиональное мастерство певицы и предрекали ей славу ╚звезды╩ на артистическом ╚небосклоне╩. Признаться, я не верил своим собеседникам, пока не услышал молодую, но одарённую певицу в подземном переходе московского метро. И понял: Татьяна Захарова - тот самый человек, которому свыше предопределено исполнять старинные русские и цыганские романсы - незаслуженно забытый, но возрождаемый жанр песни.

Он появился у нас, в России, в конце 18 века и быстро завоевал популярность как вид искусства, наиболее доступный аристократическому слою общества. Но уже в начале нашего столетия романс был широко известен и популярен не только среди дворян, но и у интеллигенции и разночинцев. События 1917-ого года внесли изменения и в песенное искусство. На первый план вышли революционные песни и гимны. Казалось, ╚смертный приговор╩ романсу, как буржуазной песне, подписан. Но время от времени появлялись исполнители этого замечательного жанра, которые не дали умереть романсу. Это были и цыганские и русские солисты.

 
 
На основную страницу